Заявка на услуги DST
Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.
Эффективность маркетинга для интернет-бизнеса, да и для любого другого бизнеса, напрямую зависит от качества анализа данных о клиентах. В этой статье поговорим о том, как анализировать данные:
рассчитать, сколько стоит привлечение клиентов;
повысить эффективность маркетинга после анализа данных.
А теперь — подробнее.
1. Проанализировать данные, которые уже есть
Проследите путь клиента: вот он видит рекламу или гуглит что-то и попадает на блог компании, затем переходит на сайт, подписывается на рассылку, получает по письму каждую неделю, а через месяц превращается в покупателя.
В идеале аналитика данных работает так: компания отслеживает каждый шаг пользователя и знает, что именно помогло превратить его в покупателя. И в итоге может влиять на эти показатели, чтобы получать больше покупателей.
Анализ показывает, на какой маркетинговый канал стоит тратить деньги, а на какой — нет.
Допустим, собираем данные о клиентах за 2018 год. Чтобы повысить точность анализа данных, сегментируем клиентов по месяцам, в которых они совершили покупку.
Затем берем покупателей из каждой группы: январь, февраль, март и далее. И собираем информацию:
какой доход принес этот клиент;
сколько стоило его привлечение;
откуда пришел покупатель.
Анализ может выглядеть так:
Месяц | Источники | Посетители | Покупатели | Конверсия | Тратим на источник | Цена конверсии |
январь | поиск — 50% | 200 | 20 | 10% | 10 000 рублей | 500 рублей |
реклама в соцсетях — 50% | 200 | 40 | 20% | 40 000 рублей | 1000 рублей |
После анализа вы сможете принять два ключевых решения:
сколько денег компания готова тратить на привлечение одного покупателя;
где эффективнее всего тратить эти деньги.
В нашем примере компания в январе потратила 50 000 рублей, получила 60 покупателей. Из соцсетей было больше покупателей, но стоили они в два раза дороже, чем покупатели из поиска. Компания может провести эксперимент и вложить больше денег в поиск, затем снова проанализировать данные и сделать вывод.
Чтобы знать, откуда пришли пользователи, как они стали покупателями и что купили, понадобится настроить цели в системах аналитики и использовать utm-метки.
2. Рассчитать стоимость привлечения клиента
Определение эффективности рекламных расходов основывается на двух показателях:
CPA (Cost Per Acquisition) — стоимость целевого действия. Это сумма, которую компания тратит на рекламу за определенный период времени, поделенная на количество клиентов, полученных за это время;
LTV (Lifetime Value) — прибыль, которую приносит один клиент за всё время его отношений с компанией. Грубо говоря, это цена одной покупки, умноженная на среднее количество повторных покупок. Для расчета LTV есть расширенные формулы, но для начала достаточно самой простой.
Например, компания А тратит на привлечение клиента 500 рублей, за всё время клиент покупает 1 раз на 5000 рублей, LTV — 5000 рублей. Компания Б тратит на привлечение клиента 1000 рублей, клиент покупает товар за 1500 рублей в среднем 12 раз, LTV — 18 000 рублей. На первый взгляд компания А тратит меньше денег на привлечение клиента, но в итоге компании Б зарабатывает с одного клиента в разы больше.
Рассчитывая LTV и CPA для каждого рекламного канала, компания сможет определить рентабельность инвестиций.
3. Провести когортный анализ
Когортный анализ — это анализ поведения группы людей, объединенных по какому-либо признаку или периоду времени. Цель такого анализа — найти группу пользователей, которые принесли компании больше всего прибыли. А затем нужно ответить на вопросы:
какие маркетинговые инструменты были использованы для этой группы;
какова была последовательность писем;
сколько денег было потрачено на рекламу;
были ли скидки в это время;
что менялось на сайте.
Нужно понять, почему этот сегмент пользователей принес наибольшую прибыль, а потом — повторить. Допустим, после когортного анализа компания увидела, что покупатели с самым высоким средним чеком пришли по рекламе в Фейсбуке. Значит, стоит подумать об увеличении вложений в этот канал.
Вот инструменты, которые помогут провести когортный анализ:
Яндекс.Метрика;
Excel и Google-таблицы;
Google-аналитика;
URL-builder — для разметки ссылок.
4. Учесть погрешность атрибуции
Атрибуция — это определение источника трафика, из которого была получена конверсия. Например, в Метрике есть три атрибуции: первый переход, последний переход и последний значимый переход.
Первый показывает, откуда пользователь впервые попал на сайт, последний значимый — откуда пользователь зашел на сайт перед покупкой. Но всё не так просто.
Проблема в том, что платформы отслеживают атрибуцию за разные периоды: 7, 14, 30 или иное количество дней, поэтому могут быть неточности. Например, Фейсбук может показывать, что пользователь конвертировался в покупателя после просмотра видеорекламы в ленте. Хотя тот увидел рекламу, а потом нашел в своей почте старое письмо с купоном на скидку, перешел по ссылке из письма и заказал товар. Чтобы получать более точные данные, используйте для каждой ссылки уникальные utm-метки.
5. Сосредоточьтесь на основных каналах
Когда определите, какие каналы маркетинга наиболее эффективны, сосредоточьтесь на них. Хоть диверсификация источников трафика важна с точки зрения рисков, слишком большое количество каналов может снизить эффективность привлечения клиентов в долгосрочной перспективе.
Если два канала приносят 80% прибыли, а остальные пять — еще 20%, то стоит сосредоточится на первых двух.
Эффективный маркетинг — это не всё, что нужно компании. Еще один важный момент — отношение клиентов к бренду и их удовлетворенность качеством. Здесь стоит запомнить одну мудрость: продать можно всё что угодно, но только один раз. Чтобы продать дважды, нужно позаботиться о качестве.
Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.
Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 170 Е, Технопарк Нобель, офис 1117
Задать вопрос по почте