Маркетплейс - это благо или тормоз экономики?

Геннадий Соколов
Геннадий Соколов
  • Сообщений: 3
  • Последний визит: 13 сентября 2025 в 12:01

Маркетплейс как формат электронной коммерции позволяет оптимизировать процесс приобретения продуктов или услуг третьих лиц (поставщиков товаров или услуги исполнителей), операции по которым обрабатываются оператором маркетплейса. В начале 2020-х годов один из самых динамично развивающихся ecommerce-форматов на рынке.

На сегодняшний день маркетплейсы очень популярное и перспективное направление. Бум этого торгового формата привел к тому, что схема покупки товара или услуги на торговой площадке прочно вошла как в жизнь обычного потребителя, так и в бизнес-процессы компаний.

При этом остаются неохваченными множество ниш и отраслей, где будут появляться маркетплейсы, так возникает вопрос — маркетплейс — это благо или тормоз экономики? 

Оксана Петровская
Оксана Петровская
  • Сообщений: 3
  • Последний визит: 13 сентября 2025 в 11:40

Вы взяли два крайних варианта – благо или тормоз. Ни то ни другое.

Во-первых, нужно понимать, с чьей точки зрения мы планируем оценить пользу или вред маркетплейсов? С точки зрения частного покупателя, размещающего там товары предпринимателя, владельцев площадок, государственных органов?

Для государства любой новый законный бизнес – это благо, так как приносит налоговые поступления и создает рабочие места. Минус для экономики в излишней группировке продаж в руках крупных игроков и снижение доли малого бизнеса. Для предпринимателей – это возможность размещения товаров, новый канал продаж, и это благо, а множество проблем с нынешними маркетплейсами-гигантами (потеря товаров, плохая поддержка, вечные споры, проблемы с выплатами, куча возвратов за счет бизнесмена, необходимость в помощниках и подрядчиках) это конечно тормоз этого благого дела.

Для экономики в целом от маркетплейсов всё-таки больше конечно позитивного влияния, поскольку позволяет работать с налоговым администрированием одного продавца вместо множества, это налоговые поступления. Посмотрите, сколько региональных складов у Вайлдберриз и Озона – это тысячи рабочих мест и пополнение местных бюджетов, это поддержка бизнеса за счет развития сопутствующих направлений – склады, клининг, услуги для бизнеса, транспортировка.

Негативное влияние от них в том, что некоторых нишевых игроков, которые мирно существовали в своем несовершенном интернет-магазине, хороший маркетплейс способен задавить. Демпинг и разорение мелких игроков, диктование своих подчас жестких правил, слишком большое влияние бренда на аудиторию. Во всём этом можно найти минусы для экономики. Впрочем, когда негатив будете перевешивать позитивные тенденции, это сразу будет заметно по изменениям в списке лидеров онлайн-торговли в России.

Валентин Апанович
Валентин Апанович
  • Сообщений: 2
  • Последний визит: 10 сентября 2025 в 13:29

Очень хороший и своевременный вопрос. ИТ породили цифровую экономику. А вместе с ней возникли как отрицательные, так и положительные моменты. поэтому предлагаю рассмотреть не только маркетплейс как частное явление, но взять чуть шире.

приведу плюсы цифровой экономики в контексте торговых Площадок:

— трансграничность

— операции 24/7

— сокращение трансакционных издержек в экономике

а вот и несколько минусов:

— монополизация со всеми вытекающими

— отсюда —> угроза государству Как институту со стороны техногигантов. Провал IPO Alibaba демонстрирует приведённый аргумент

— государство тратит свой ресурс на противостояние власти техногигантов и часто возникает опасная тенденция: обосновать положение дел в экономике присутствием монополистов; обелить своё практически любое действие со ссылкой на третью силу имя ввиду ИТ монополии со своей экосистемой; пренебрежение базовыми правами и свободами обычных граждан. На этот Тезис приведу пример с закрытием iHerb, какую угрозу несёт для России эта площадка не до конца понятно, учитывая, что препараты из площадки успешно продаются а аптеках столицы… правда с ценником в полтора-три раза дороже

Но одна из самых интересных мыслей на счет новой экономки состоит в том, что всякая платформа в ИТ образует свою экосистему с причастными только ей атрибутами. Например, культура покупок в Лабиринте отличается от культуры покупок в Беру. И почти каждая платформа стремится расшириться за счёт новых участников. Это создает Эволюцию продукта и продажа прежде книг (Озон) сегодня выглядит как простой магазин с кучей всего. Тут уже нельзя говорить о культуре. Тут сплав. Культура разрушена. Цель предпринимателя в виде индивидуальных корыстных интересов достигнута. Пусть она в самом начале и была светлой и большой. И сегодня можно не обладать сопутствующей инфраструктурой и быть лидером рынка. Яндекс организует такси, не имея в парке авто. А общество сталкивается с ещё одним минусом-сплошная юберизация — покушение на институт труда. Работник теперь не в компании а самозанятый. Это крайне опасная история. В России пока не решена. А вот во Франции суд удовлетворил иск К юбер, сказав что водитель не может быть самозанятым, поскольку он не может работать на стороне и управлять ценообразованием, как положено самозанятым. Видимо в России можно этим заниматься )

другие примеры; банк без офисов и банкиров, телефония без коммутаторов (это все Тиньков — он один такоой). Airbnb — можно заниматься туризмом, не имея собственных отелей. И так далее.

Теперь нужно понять, куда приведёт могущество таких игроков и будет ли оно вписываться в цивилизационное развитие стран или это будет глобальная надстройка, которая реализует концепт мир-Большая деревня бег границ, без государств; мир со средним человеком, не стремящимся к грандиозному, с удовлетворёнными потребностями и обществу, с замедляющимся развитием 

Северсталь
Северсталь
  • Сообщений: 2
  • Последний визит: 13 сентября 2025 в 16:42

Маркетплейс как явление не отличается от таких явлений как розничные сети, интернет, урбанизация и т.д., т.е. рассматривать его целесообразно с точки зрения «природного явления», о котором бессмысленно думать с точки зрения хорошо/плохо.

Единственное, что представляется целесообразным: либо игнорировать по мере возможностей, либо использовать в своих интересах.

Так же как любой инструмент — он дает возможности. Как их применять — личное дело каждого участника рынка.

Почему маркетплейс должен быть тормозом для экономики? Это просто площадка со своим регулированием. Дает возможности для торговли для маленьких игроков, в отличие скажем от сетей. 

Авторизуйтесь, чтобы писать на форуме.

Заявка на услуги DST

Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.

Адрес

Ижевск, ул. Воткинское шоссе 170 Е.
Региональный оператор Сколково. Технопарк Нобель

8 495 1985800
Заказать звонок

Режим работы: Пн-Пт 10:00-19:00

info@dstglobal.ru

Задать вопрос по почте

Укажите ваше имя
Укажите ваше email
Укажите ваше телефон