Правильно организованная доставка на торговой площадке

Максим Еловин
Максим Еловин
  • Сообщений: 21
  • Последний визит: 14 февраля 2025 в 15:07

На маркетплейсах и торговых площадках, существуют различные схемы логистики, хранения и доставки товаров. Они включают в себя сеть пунктов выдачи и автоматизированных почтовых станций, а также курьерские службы, которые обычным интернет-магазинам может быть сложно организовать.

Хочу понять как правильно организовать доставку на торговой площадке, поделитесь опытом. 

Виталий Стрекалов
Виталий Стрекалов
  • Сообщений: 14
  • Последний визит: 11 марта 2025 в 18:41

Есть три основных способа работы на маркетплейсе.

FBO (продажа со склада маркетплейса). В этом случае продавец упаковывает и маркирует товар, затем отправляет партию на склад маркетплейса. После того, как покупатель оформил заказ, сотрудники маркетплейса собирают и доставляют товар клиенту. Этот способ подходит для товаров с высоким оборотом. Однако, если товар залежался на складе, продавец должен будет оплатить хранение.

FBS (продажа со склада продавца). В данном случае товар хранится на складе продавца. После оформления заказа, продавец самостоятельно собирает, упаковывает и маркирует заказ, после чего отправляет его на склад маркетплейса для дальнейшей доставки покупателю.

DBS, или прямой ввоз и доставка продавцом. В данном случае товар не поступает на склад торговой площадки. Хранение, комплектация и упаковка товара осуществляется продавцом, который затем самостоятельно доставляет его покупателю. Этот вариант подходит для дорогих, хрупких и объемных товаров.

Самые популярные схемы — FBO и FBS, где доставкой занимается маркетплейс

Услуга FBO и FBS платная, на каждом маркетплейсе свои расценки. Средняя стоимость доставки одного обычного (не крупногабаритного) товара — 30–100 рублей.

Хранение на складах маркетплейсов также платное. Обычно есть период бесплатного хранения — от 30 до 120 дней в зависимости от маркетплейса.

Некоторые продавцы торговых площадок вовсе не участвуют в процессах, связанных с логистикой, упаковкой и хранением товаров. Вместо этого они передают эти обязанности сторонним специалистам – фулфилмент-операторам. Такие специалисты берут на себя все заботы: они размещают товары на своих складах, формируют заказы и доставляют их на склады торговой площадки.

Ирина Деникеновна
Ирина Деникеновна
  • Сообщений: 3
  • Последний визит: 17 февраля 2025 в 00:16

Организация доставки при запуске маркетплейса

Вы решили запустить свой маркетплейс, и первый шаг в этом направлении — выбрать платформу для его создания. На российском рынке одной из самых популярных платформ является DST Маркетплейс, наряду с такими решениями, как Битрикс, CS Cart и Agora. Выбор правильной платформы — это основа успешного бизнеса, так как она должна соответствовать вашим требованиям и ожиданиям.

После выбора платформы необходимо определиться с рядом важных факторов, которые будут влиять на работу вашего маркетплейса. Ключевыми аспектами являются товарная ниша, онбординг продавцов, логистика и маркетинг. В этом контексте организация доставки становится одной из самых значительных статей расходов, и к этому вопросу стоит подойти особенно внимательно.

Организация доставки при запуске маркетплейса на DST Маркетплейс включает в себя несколько этапов. Во-первых, необходимо выбрать надежных логистических партнеров, которые смогут обеспечить быструю и качественную доставку товаров. Это может быть как работа с курьерскими службами, так и сотрудничество с транспортными компаниями для более крупных грузов.

Во-вторых, важно разработать эффективную стратегию онбординга продавцов. Продавцы должны быть осведомлены о всех аспектах логистики, чтобы минимизировать возможные проблемы при выполнении заказов. Обучение продавцов и предоставление им необходимых инструментов для управления доставкой помогут улучшить общий сервис вашего маркетплейса.

Кроме того, не забывайте о маркетинге. Правильное продвижение вашего маркетплейса и его логистических возможностей может существенно повысить интерес клиентов и увеличить объемы продаж.

Таким образом, организация доставки при запуске маркетплейса на DST Маркетплейс требует комплексного подхода и учета множества факторов. Важно помнить, что успешная логистика — это не только снижение затрат, но и повышение уровня удовлетворенности клиентов, что в конечном итоге приведет к росту вашего бизнеса.

Правильно организованная доставка

Как правило, в платформу на базе которой вы создаете маркетплейс, уже интегрированы несколько видов доставки. Например, в DST Маркетплейс вы найдете множество разных вариантов, включая возможность подключения собственной системы доставки. Это позволяет вам адаптировать логистику под специфические нужды вашего бизнеса и клиентов.

Логистика в ручном режиме включает в себя множество задач: поиск новых транспортных компаний, подбор тарифов, заключение договоров и формирование отчетности. Этот процесс может быть трудоемким и отнимать много времени. Однако, для оптимизации работы вы можете использовать автоматизированные модули, которые возьмут эту систему на себя. Такие инструменты помогут упростить управление логистикой, снизить вероятность ошибок и улучшить общую эффективность.

Важно помнить, что правильно организованная доставка — это не только способ обеспечить клиентов качественным сервисом, но и ключевой фактор, влияющий на репутацию вашего маркетплейса. Поэтому стоит уделить внимание выбору надежных партнеров и инструментов для автоматизации процессов.

Непроработанная система логистики

Непроработанная система логистики несет дополнительные затраты, которые делают работу владельца маркетплейса и продавцов невыгодной. Расходы на содержание или управление движением товаров зачастую занимают более 50% издержек.

Так, например, если вы выбираете формат ручного управления логистикой, то затраты будут выглядеть так:

Оформление заказов вручную = Зарплата сотрудника + ограниченное количество часов в сутки. Такой подход ограничивает скорость оформления и обработки, что, в свою очередь, уже может повлиять на лояльность покупателей при большом потоке.

Автоматизация потребует больших разовых затрат, однако избавляет от необходимости пристально следить за системой доставки и впоследствии позволяет экономить на количестве сотрудников и на их зарплате. А если они уже есть в штате, то команда сможет выполнять значительно больше других задач.

Какой бывает доставка у маркетплейсов

Существует несколько сотен видов доставок на маркетплейсах, но в основном они являются комбинаций 4 основных способов:

— DBS (Delivery by Seller) — упаковка и доставка силами продавца. Продавец хранит товар у себя, собирает заказ и доставляет покупателю. В этом типе доставки сложно организовать контроль. А отсюда вырастают большие репутационные риски для владельцев площадки.

— FBO Fulfilment by Operator (Фулфилмент — это комплекс операций с товаром с момента оформления заказа покупателем до момента получения покупки). В данном случае, хранение товаров, упаковку и доставку берет на себя маркетплейс. Ощутимый плюс здесь — низкие трудозатраты — нужно просто отвезти товары на склад маркетплейса и заниматься генерацией продаж.

— FBOs Fulfilment by Operator — отложенная поставка товаров под созданные заказы. Актуально для сезонной продукции, которую нет смысла хранить на складе. Продавец получает уведомления о заказе, подтверждает передает в доставку или же оперативно подготавливает и привозит товар на фулфилмент склад маркетплейса. Преимущество в том, что продавец может дополнительно продавать один и тот же товар через другие каналы.

— FBS Fulfilment by Seller Plus — “последняя миля”. Продавец после продажи сам собирает заказ и передает его на сортировочный центр маркетплейса. Площадка передает товар в транспортную компанию, при этом самостоятельно управляет расчетами за доставку. Склад для FBS может быть необорудованным — это выгодно для маркетплейса. Необходимы лишь 3 складские зоны: прием, сборка заказа, и зона передачи в транспортную компанию. Это не требует высокой квалификации сотрудников и сложной автоматизации. Плюс для продавца в том, что он везет груз не в 20 разных компаний, а в сорт.центр маркетплейса.

Рассмотрим на примере: Продавец работает по типу DBS и получил заказы в 10 разных транспортных компаний — он развозит их сам. Доставка для покупателя платная, товар — носки по 200 руб, если покупатель закажет их у 10 разных продавцов, с доставкой по 300 руб. за каждую пару, заказ выйдет очень дорогим и его ценность будет утеряна. Если же все это объединится в сортировочном центре в многоместное отправление, то вес всех 10 пар носков не будет превышать лимит по тарификатору и такая отправка будет стоить 300 руб. В таком случае, чем больше отправлений, тем ниже цена для маркетплейса за счет оборота, по этим моделям работают все ключевые маркетплейсы.

В случае с доставкой по модели FBS/DBS у бизнеса неизбежно будет возникать множество процессов, связанных с обработкой заказов, сборкой, упаковкой и отгрузкой. Отлаженность этих процессов особенно важна, если работать на маркетплейсах Ozon, Wildberries или Яндекс Маркет. Уменьшить количество ошибок и повысить эффективность склада поможет интеграция 1С и Wildberries, внедрение ТСД и адресного хранения на складе.

Гибкость при выстраивании логистики маркетплейса

Важно отметить, что универсальной модели доставки и взаимодействия с посредниками не существует. Каждая компания сталкивается с уникальными вызовами, которые зависят от специфики товара и стратегии работы с продавцами. В этом контексте крайне важно выбрать подходящее решение, которое соответствует вашим бизнес-целям.

Существуют несколько типов решений, таких как DST Маркетплейс и DST Мультивендор, которые имеют принципиальные отличия в работе с доставкой. DST Маркетплейс предлагает более традиционный подход, позволяя продавцам самостоятельно управлять доставкой, в то время как DST Мультивендор предоставляет более гибкие условия, где логистика может быть централизована и оптимизирована для всех участников.

Гибкость при выстраивании логистики является важной частью финансового успеха маркетплейса. Успешная реализация стратегии доставки не только повышает удовлетворенность клиентов, но и снижает затраты. Специалисты компании DST Global могут рассказать о всех нюансах, связанных с выбором и внедрением оптимальных решений для доставки.

При выборе модели доставки необходимо учитывать множество факторов, включая тип товара, целевую аудиторию и особенности работы с продавцами. Только так можно создать эффективную и прибыльную бизнес-модель, которая будет соответствовать требованиям рынка и ожиданиям клиентов.

Евгений Абрамов
Евгений Абрамов
  • Сообщений: 14
  • Последний визит: 17 февраля 2025 в 00:17

Организация доставки на собственной торговой площадке зависит от множества факторов, включая географию продаж, типы товаров и предпочтения покупателей. Вот основные этапы организации доставки:

— Выбор партнёров по доставке: определите, с какими транспортными компаниями или курьерскими службами вы будете сотрудничать. Оцените их надёжность, тарифы и условия сотрудничества.

— Создание системы отслеживания заказов: разработайте систему, позволяющую отслеживать статус доставки каждого заказа для клиентов и сотрудников.

— Интеграция с платёжными системами: подключите свою торговую площадку к платёжным системам, чтобы покупатели могли оплачивать заказы онлайн.

— Настройка уведомлений о статусе доставки: настройте автоматические уведомления для покупателей о статусе их заказа, например, отправка, в пути, доставлено.

— Обработка возвратов и обменов: предоставьте клиентам возможность вернуть или обменять товары, если они не удовлетворены качеством или характеристиками товара.

— Управление запасами: отслеживайте наличие товаров на складе и своевременно пополняйте запасы, чтобы избежать задержек в доставке.

— Обработка претензий и жалоб: создайте систему для обработки претензий и жалоб от покупателей, связанных с доставкой, и предоставьте им возможность связаться с вами для решения проблемы.

— Мониторинг рынка и оптимизация процессов: постоянно анализируйте рынок и оптимизируйте процессы доставки, чтобы улучшить качество обслуживания клиентов и снизить издержки.

Андрей Живов
Андрей Живов
  • Сообщений: 16
  • Последний визит: 14 февраля 2025 в 23:39

Процесс доставки делится на два основных подпроцесса:

— Получение товара на складе

— Доставка по адресу получателю

Доставка может осуществляться своими силами, т.е. с привлечением собственного транспорта и сотрудников компании, а может быть передана сторонней курьерской организации. В зависимости от выбранного варианта значительно отличаются документооборот, распределение ответственности и т.д.

О работе с подрядчиками мы здесь говорить не будем, так как этот процесс во многом зависит от особенностей конкретного подрядчика и достигнутых договоренностей. Сосредоточимся на варианте доставки своими силами, так как в этом случае компания может на 100% самостоятельно формировать бизнес-процесс.

Получение товара на складе

Основание для получения товара на складе —договоренность с покупателем о перечне товаров, оплате, времени и месте получения товара. В процессе продажи продавец уточняет все вопросы, и только после этого заказ добавляется в план доставки.

Многие компании перед загрузкой товара и выездом вводят в правило повторный контрольный звонок клиенту. Это помогает избежать безрезультатных поездок в случае каких-то накладок у клиента и очень важно в случае продажи товаров с малым сроком хранения.

Представьте, если пекарня или хлебозавод отправит автомобиль со свежим хлебом, а покупатель его не примет, помимо транспортных расходов, компания также понесет убытки на возможном списании или уценке товара. Автомобиль обычно идет по определенному маршруту, поставляет товары многим клиентам. И назад хлеб может вернуться уже к вечеру, т.е. потеряет свежесть, что для такой товарной группы критически важно.

Документальное оформление доставки:

— Расходные и бухгалтерские документы для покупателей: накладные, чеки и другие, в зависимости от формы продажи и договоренностей.

— «Расход со склада» —это единый служебный внутренний документ компании для удобной и быстрой отгрузки необходимого товара со склада. Также используется в качестве основания ответственному складскому работнику для выдачи товаров. Формируется на основе всех заявок, вошедших в маршрут. В некоторых случаях такой документ не используется, отгрузка производится на основании расходных накладных для клиента. Обычно так строится работа небольших компаний или при использовании курьерской доставки (заказы отправляются небольшими количествами по мере поступления).

— Маршрутный лист — формируется на основе заявок с учетом адреса доставки и грузоподъемности автомобиля/возможностей курьера.

Маршрутные листы и автоматизация

Формирование маршрутных листов выполняется одним из двух способов:

— Распределение заявок на основе сформированных ранее стандартных маршрутов.

— Использование электронной карты и автоматизированного формирования маршрута с учетом адресов доставки и параметров груза (общий вес товаров, объем или количество «мест», когда это важно).

В первом случае автоматизацию можно считать частичной. Во втором — полной. Сотрудники компании получают автоматически сформированный пакет документов, включая составленный маршрут. Все, что должно быть в бумажном виде, отправляется на печать. Карта маршрута, данные об адресах и телефонах заказчиков, другая служебная информация передается на электронное мобильное устройство (планшет или смартфон).

Проверка товара

После получения всех необходимых документов ответственное лицо доставки — водитель, курьер или экспедитор — получает на складе товар: проверяет его наличие и состояние, после чего обязательно ставит подпись на расходных складских документах. После этого товар считается отгруженным со склада, и ответственным за этот товар становится тот человек, который его принял.

Мы не будем разбираться в нюансах работы с экспедиторами или водителями. По сути, процесс получения товара и доставки во всех этих случаях одинаков. При составлении бизнес-процесса для конкретной компании не забывайте указывать, кто именно будет ответственным лицом при доставке. И формируйте документацию, а также продумывайте другие особенности работы с учетом всех нюансов.

Екатерина Трифанова
Екатерина Трифанова
  • Сообщений: 2
  • Последний визит: 14 февраля 2025 в 23:56

Спасибо Андрей за дополнение, а не подскажите что насчет доставки получателю. Насколько я знаю этот этап плохо поддается автоматизации.

Андрей Живов
Андрей Живов
  • Сообщений: 16
  • Последний визит: 14 февраля 2025 в 23:39

Спасибо Андрей за дополнение, а не подскажите что насчет доставки получателю. Насколько я знаю этот этап плохо поддается автоматизации.

Екатерина Трифанова

Все верно. Маршрут уже составлен, товар готов к отправке. Но все же есть нюансы, о которых стоит помнить при организации работы:

1) Звонок перед выездом. Мы уже писали о нем выше, но, на самом деле, этот момент крайне важен. А потому стоит повториться.

Даже если вы доставляете товар длительного хранения, любая поездка, которая не завершится результатом, принесет вам дополнительные расходы( потому что доставлять товар придется еще как минимум один раз). Потому имеет смысл обязать ответственных лиц сделать перед выездом контрольный звонок. Это намного дешевле, чем оплачивать расходы на транспорт и зарплату персоналу за бессмысленную поездку.

2) Наличие у ответственного сотрудника всех контактов клиента: адрес доставки, контактный телефон, имя контактного лица.

Кроме контрольного звонка перед выездом, в дороге также возможны накладки: курьер может попасть в «пробку», клиент с курьером не смогут друг друга опознать без звонка, курьер приехал вовремя, а клиент отлучился, возможно, на несколько минут. Все эти проблемы и несовпадения можно решить «на месте» при наличии контактных данных.

3) Мобильный терминал для приема средств. В этой статье денежные отношения с клиентами рассматриваться не будут. Но с точки зрения организации доставки, важно продумать, будет ли сотрудник получать от клиента деньги на месте, понадобится ли ему для этого оборудование (чтобы принять оплату картой, выписать чек и т.д.).

В принципе, на этом этап доставки завершен. Сотрудник повез товар по адресу, у него есть все необходимое для успешной реализации поставленной задачи. Остается только передать товар покупателю, но это отдельный процесс, который мы рассмотрим в следующий раз.

Несколько важных советов по организации доставки

Уделяйте максимум внимания подготовке доставки.

Любые проблемы с документами, ошибка в адресе или несогласованное время доставки завершаются финансовыми потерями для компании.

Даже если доставка бесплатная для покупателя, компания-отправитель все равно несет определенные расходы. Да и при платной доставке ваши ошибки исправлять придется за ваш счет, покупатель здесь ни при чем.

В случае каких-то накладок вы можете не только потерять средства на доставке одного заказа, но и «сломать» продуманный график, что повлечет за собой цепочку дополнительных проблем. Так, из-за необходимости дожидаться покупателя в одном месте и вынужденных задержек на следующей или одной из последующих точек курьер просто не успеет к закрытию склада (магазина), а клиент, который ждал товар к определенному сроку, может вообще отказаться от покупки.

Потому обязательно перед отправкой проверьте и перепроверьте все этапы будущей поездки. Это повысит эффективность продаж и положительно отразится на репутации компании.

При организации работы определитесь, как вам выгоднее составлять маршрутный лист:

— В рознице и при часто меняющихся маршрутах, скорее всего, без электронных карт не обойтись. Лучше сразу заложить в бюджет такую автоматизацию, а также оснащение сотрудников служебными мобильными устройствами.

— Небольшая компания, доставляющая товары преимущественно постоянным клиентам, а также склад, который развозит товар по собственным торговым точкам, в подобной автоматизации не нуждаются. Маршруты используются постоянные, хорошо изученные. Но ограничения по весу, объему или каким-то другим количественным параметрам все же стоит добавить в систему. Это избавит вас от срочных корректировок в маршруте из-за невозможности загрузить нужное количество товаров. Так тоже иногда случается, автоматическая проверка поможет избежать ошибок и сэкономить время погрузки.

— Продумайте надежную связь с сотрудниками, находящимися на маршруте. Также не забывайте, что они будут звонить клиентам. А потому оптимальная цена и качество корпоративной мобильной связи в этом случае также важны.

В общем, доставка — этап сравнительно простой с точки зрения организации работы. Главное — правильное оформление документов и максимальная внимательность сотрудников. А снизить влияние человеческого фактора помогут автоматизация оформления документов и напоминания о важных этапах — звонках клиентам и дополнительных проверках.

Авторизуйтесь, чтобы писать на форуме.

Заявка на услуги DST

Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.

Адрес

Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 170 Е, Технопарк Нобель, офис 1117

8 495 1985800
Заказать звонок

Режим работы: Пн-Пт 10:00-19:00

info@dstglobal.ru

Задать вопрос по почте

Укажите ваше имя
Укажите ваше email
Укажите ваше телефон