Проектирование масштабируемых многоагентных систем искусственного интеллекта

Используйте предметно-ориентированное проектирование и событийный штурм для определения ролей агентов, границ и масштабируемых архитектур для сложных многоагентных систем ИИ, соответствующих потребностям бизнеса.

Многоагентные системы искусственного интеллекта (MAS) становятся всё более важными для решения сложных реальных задач. Согласно прогнозам, в 2025 году 82% организаций планируют интегрировать ИИ-агенты, а 25% предприятий внедрят их, поэтому крайне важно иметь надёжные методологии проектирования таких систем. В этой статье мы рассмотрим, как сочетание событийного шторма и предметно-ориентированного проектирования (DDD) может помочь в создании более эффективных и хорошо структурированных многоагентных систем.

Понимание основных концепций

Многоагентные системы искусственного интеллекта (MAS)

Многоагентные системы искусственного интеллекта — это компьютеризированные системы, состоящие из нескольких взаимодействующих интеллектуальных агентов. Они предназначены для решения задач, которые сложно или невозможно решить отдельным агентам или монолитным системам. Ключевые характеристики МАС включают:

- Автономия агентов

- Локальные представления (ни один агент не обладает полными глобальными знаниями)

- Децентрализация

- Самоорганизация и самонаправление

MAS может применяться в различных областях, включая автономное вождение, многороботизированные фабрики, автоматизированную торговлю и коммерческие игры.

Проектирование на основе предметной области (DDD)

Проектирование на основе предметной области (DDD) — это подход к разработке программного обеспечения, ориентированный на создание модели, точно отражающей предметную область бизнеса. Его цели:

- Согласуйте то, как эксперты в данной области думают о проблеме

- Создайте общий язык, понятный как разработчикам, так и экспертам в предметной области.

- Встроить этот общий язык в код, чтобы сформировать модель предметной области

- Защитите основную бизнес-логику от технических деталей и инфраструктурного шума

DDD фокусируется на четком и точном моделировании бизнес-области, что приводит к созданию выразительного, инкапсулированного и легко тестируемого, масштабируемого и поддерживаемого программного обеспечения.

Шторм событий

Event Storming — это метод, основанный на коллективных семинарах и позволяющий быстро изучить и понять предметную область программного обеспечения. Ключевые аспекты включают:

- Легкий подход, не требующий компьютерной поддержки

- Использует стикеры на широкой стене для обозначения событий в домене.

- Объединяет разработчиков и экспертов в предметной области

- Основное внимание уделяется определению ключевых событий, команд и агрегатов домена для структурирования системы вокруг значимого бизнес-поведения.

Event Storming особенно полезен для моделирования бизнес-процессов и разработки требований, помогая группам получить общее понимание поведения системы.

Растущая популярность многоагентных систем искусственного интеллекта

Несколько факторов способствуют более широкому внедрению MAS:

- Повышенная сложность: MAS может решать сложные, многогранные задачи, распределяя задачи между специализированными агентами.

- Надежность: распределенная природа MAS обеспечивает более высокую отказоустойчивость.

- Совместное решение проблем: MAS преуспевают в задачах, требующих различных точек зрения или параллельной обработки.

- Адаптивность: отдельные агенты в MAS могут независимо реагировать на изменения.

Задача: проектирование сложных многоагентных систем

Несмотря на многочисленные преимущества многоагентных систем, их проектирование представляет собой серьёзную проблему. По мере роста числа агентов и их взаимодействия проектирование целостной и эффективной системы становится всё сложнее. Традиционные подходы к проектированию часто не позволяют учесть сложные взаимосвязи, поведение и взаимодействие между несколькими автономными агентами. Эта сложность проявляется несколькими способами:

- Определение границ агентов: определение обязанностей и сферы деятельности отдельных агентов в рамках более крупной системы.

- Моделирование сложных взаимодействий: учет тонких способов общения агентов и их влияния друг на друга.

- Поддержание согласованности системы: обеспечение соответствия коллективного поведения агентов общим целям системы.

Решение проблемы сложности проектирования многоагентных систем с помощью DDD и Event Storming

Проектирование на основе предметной области (DDD) и Event Storming предлагают эффективные методологии для решения упомянутых сложностей проектирования многоагентных систем (MAS):

Решения для проектирования на основе предметной области:

- Ограниченные контексты: управляйте сложностью, разбивая систему на четко определенные, независимые домены со своими собственными моделями и языком.

- Единый язык: обеспечьте общее понимание целей и функций системы.

- Богатая модель предметной области: инкапсуляция бизнес-логики для надежных, адаптируемых агентов.

Вклад в организацию мероприятий:

- Совместное исследование: составьте план системных событий и процессов совместно с экспертами и разработчиками в предметной области.

- Архитектура, управляемая событиями: соответствие потребностям MAS в коммуникации и координации.

- Визуальное моделирование: улучшение взаимодействия между разработчиками ИИ, экспертами в предметной области и заинтересованными сторонами посредством совместного визуального представления системы.

Синергия MAS, DDD и Event Storming:

- Дополнительные направления: MAS предоставляет архитектуру на основе агентов, DDD внедряет методы моделирования предметной области, а Event Storming поддерживает совместное исследование предметной области.

- Согласованные концепции: ограниченные контексты DDD определяют агентов, Event Storming идентифицирует ключевые события, а событийно-ориентированная природа MAS согласуется с обоими подходами.

- Масштабируемая архитектура: модульный подход DDD хорошо подходит для масштабируемых многоагентных систем.

- Согласование домена: обеспечивает тесную синхронизацию MAS с реальным бизнес-доменом.

Комбинируя эти подходы, разработчики могут создавать хорошо структурированные, масштабируемые многоагентные системы, которые тесно связаны с моделями предметной области и бизнес-процессами, используя сильные стороны каждой методологии.

Применение подхода: рабочий процесс

Давайте рассмотрим пример рабочего процесса проектирования сложной многоагентной системы с использованием Event Storming и Domain-Driven Design:

- Подготовка: соберите разнообразную команду, включающую экспертов в предметной области, разработчиков и специалистов по искусственному интеллекту. Подготовьте просторное рабочее пространство с достаточным количеством места на стене для стикеров.

- Идентификация событий в домене: отобразите ключевые события в домене с помощью оранжевых стикеров.

- Последовательность событий: расположите события в хронологическом порядке, используя дорожки для параллельных процессов.

- Идентификация команд: используйте синие стикеры для команд, которые запускают события, классифицируя их как инициированные пользователем, запущенные системой, управляемые политикой или обеспечивающие соблюдение инвариантов.

- Установление границ: применяйте правило связности для группировки связанных команд, событий и представлений в модули или ограниченные контексты.

- Идентификация агентов: используйте желтые стикеры для обозначения агентов, ответственных за выполнение команд или создание событий.

- Определение ограниченного контекста и шаблоны взаимодействия агентов: с помощью розовых стикеров сгруппируйте связанных агентов, команды и события в свободные области. Затем с помощью фиолетовых стикеров обозначьте сообщения или события, связывающие эти группы. В результате получается комплексная архитектура MAS, описывающая каждый контекст, его агентов, их обязанности и обрабатываемые ими события.

Пример использования: система управления цепочками поставок на основе ИИ

Чтобы продемонстрировать подход, давайте рассмотрим пример рабочего процесса проектирования сложной многоагентной системы с использованием Event Storming и Domain-Driven Design.

Пример использования: первоначальная формулировка проблемы

Международная производственная компания хочет создать интеллектуальную систему управления цепочками поставок, которая может охватывать закупки, планирование производства, управление запасами, логистику и выполнение заказов клиентов в разных странах и для разных линеек продукции.

Проблемы без DDD и штурма событий

Без структурированного подхода команда может столкнуться с трудностями:

- Определение границ и обязанностей агента

- Управление сложными взаимодействиями между различными частями цепочки поставок

- Интеграция с существующими системами и внешними партнерами

- Учет различных правил и практик в разных странах

- Баланс локальной оптимизации с глобальной эффективностью

Применение Event Storming и DDD

Чтобы продемонстрировать, как можно применять Event Storming и Domain-Driven Design (DDD) для проектирования многоагентной системы (MAS), мы будем использовать цветные стикеры для представления различных элементов системы.

Шаг 1: Подготовка

- Разнообразная команда, включающая экспертов в предметной области, разработчиков и специалистов по искусственному интеллекту.

- Большое рабочее пространство с достаточным количеством свободного места на стене для заметок.

- Материалы: разноцветные стикеры.

Шаг 2: Идентификация событий домена

События предметной области — это значимые события в системе, описывающие произошедшие события. Они записываются с использованием глаголов в прошедшем времени.

Примеры:

- «Сырье заказано»

- «Отгрузка задержана»

- «Производственная партия завершена»

- «Заказ клиента получен»

- «Достигнут критический уровень запасов»

- «Скидка применена»

- «Скидка отклонена»

Шаг 3: Последовательность событий

Расположите события на стене в хронологическом порядке слева направо. Используйте дорожки для представления параллельных процессов:

Пример:

- [Сырье заказано] -> [Сырье получено] -> [Производственная партия начата] -> [Производственная партия завершена] -> [Продукция отправлена] -> [Продукция доставлена]

- [Заказ клиента получен] -> [Заказ подтвержден] -> [Скидка подтверждена] -> [Заказ выполнен] -> [Счет отправлен]

- [Достигнут критический уровень запасов] -> [Точка повторного заказа достигнута] -> [Сырье заказано]

Шаг 4: Идентификация команды

Команды — это действия, которые могут вызывать события домена. Они могут быть инициированы пользователями, внешними системами или в результате применения политик. Давайте классифицируем их:

1. Команды, инициированные пользователем: это действия, которые запускаются непосредственно пользователем, взаимодействующим с системой.

Например:

- - [Разместить заказ на сырье]

- - [Начать производственную партию]

- - [Отправить продукт]

2. Команды, запускаемые системой: это автоматические действия, инициируемые самой системой в ответ на определённые условия или события. Например:

- - [Отправить счет] (автоматически активируется после выполнения заказа)

- - [Обновление инвентаря] (Выполняется при поступлении новых запасов)

3. Команды, управляемые политикой: это действия, выполняемые на основе предопределённых бизнес-правил или политик в системе. Например:

- - [Точка повторного заказа] (автоматически заказывает больше товара, когда запасы на исходе)

- - [Применить оптовую скидку] (автоматически применяет скидку к крупным заказам)

4. Инвариантно-принудительные команды: они гарантируют, что определённые условия или правила всегда выполняются в системе. Например:

- - [Проверить общую сумму заказа] (Гарантирует, что заказ соответствует минимальной сумме для обработки)

- - [Проверка кредитного лимита] (Проверяет, не превысил ли клиент свой кредитный лимит)

Примеры:

- [Разместить заказ на сырье] (Пользователь) -> [Заказанное сырье]

- [Получить сырье] (Система) -> [Получено сырье]

- [Точка перезапуска] (Политика) -> [Точка перезапуска активирована]

- [Контроль уровней запасов] (Политика) -> [Достигнут критический уровень запасов]

- [Запуск производственной партии] (Пользователь) -> [Производственная партия запущена]

- [Завершенная производственная партия] (Система) -> [Производственная партия завершена]

- [Создать заказ клиента] (Пользователь) -> [Заказ клиента получен]

- [Проверить общую сумму заказа] (Инвариант) -> [Заказ проверен]

- [Применить скидку] (Инвариантно) -> [Скидка подтверждена]

- [Выполнить заказ клиента] (Пользователь) -> [Заказ выполнен]

- [Отправить товар] (Пользователь) -> [Товар отправлен]

- [Доставить продукт] (Система) -> [Продукт доставлен]

- [Отправить счет] (Система) -> [Счет отправлен]

Шаг 5: Установление границ

Для определения границ между модулями мы применяем правило связности: то, что изменяется и используется вместе, должно храниться вместе. Для нашей системы управления цепочками поставок мы можем установить следующие границы:

Контекст цепочки поставок:

- Команды: [Разместить заказ на сырье], [Получить сырье], [Запустить точку повторного заказа], [Контролировать уровни запасов], [Обновить запасы]

- События: [Сырье заказано], [Сырье получено], [Точка повторного заказа достигнута], [Достигнут критический уровень запасов], [Запасы обновлены]

Контекст производства:

- Команды: [Начать производственную партию], [Завершить производственную партию]

- События: [Производственная партия запущена], [Производственная партия завершена]

Выполнение заказов и контекст логистики:

- Команды: [Создать заказ клиента], [Выполнить заказ клиента], [Отправить товар], [Доставить товар], [Отправить счет], [Проверить общую сумму заказа], [Применить скидку]

- События: [Заказ клиента получен], [Заказ подтвержден], [Скидка подтверждена], [Заказ выполнен], [Товар отправлен], [Товар доставлен], [Счет отправлен]

Примечание: Последовательность событий и команд часто охватывает несколько контекстов . Это ожидаемо, поскольку реальные бизнес-процессы часто предполагают взаимодействие между различными доменами или отделами. Например, заказ клиента (контекст выполнения заказа) может запустить производство (контекст производства) и повлиять на уровень запасов (контекст цепочки поставок). Такое межконтекстное взаимодействие отражает взаимосвязанный характер бизнес-операций и подчёркивает важность чётких границ и чётко определённых интерфейсов между контекстами для управления сложностью и обеспечения бесперебойной работы системы.

Шаг 6: Идентификация агента

Теперь, когда наши контексты настроены, мы можем точно определить агентов в каждом из них, которые обрабатывают команды или запускают события:

Контекст цепочки поставок:

- Агент по цепочке поставок

- Агент по управлению запасами

Контекст производства:

- Производственный агент

Выполнение заказов и контекст логистики:

- Агент по выполнению заказов

- Логистический агент

- Агент по выставлению счетов

- Агент проверки заказов

- Агент по управлению скидками

Шаг 7: Итоговая архитектура MAS

Теперь, когда мы определили контексты и агентов, мы можем более точно определить их обязанности. Этот шаг естественным образом приводит к созданию подробной таблицы, описывающей каждый контекст, его агентов, их обязанности и обрабатываемые ими события.

Будущие соображения по масштабированию и оптимизации многоагентных систем

По мере роста сложности и масштаба многоагентной системы (MAS) рассмотрите следующие стратегии для обеспечения ее постоянной эффективности и результативности:

Масштабирование архитектуры MAS

- Иерархические агенты: внедрение агентов-супервизоров для управления группами агентов более низкого уровня, создание более организованной структуры1.

- Динамическое создание агентов: разработайте систему, которая может создавать и уничтожать агентов по мере необходимости, обеспечивая гибкое распределение ресурсов.

- Балансировка нагрузки: распределение событий по нескольким экземплярам одного типа агента для предотвращения узких мест и обеспечения оптимальной производительности.

Комплексное тестирование и валидация

Создайте надежный процесс тестирования, который включает:

- Модульное тестирование: проверка поведения отдельных агентов

- Интеграционное тестирование: проверка того, как агенты работают вместе в ограниченном контексте.

- Системное тестирование: моделирование сложных сценариев, включающих несколько ограниченных контекстов.

- Chaos Engineering: внедрение контролируемых отказов для проверки устойчивости системы

Лучшие практики проектирования MAS

- Фокус на событиях в предметной области: выделите важные деловые события и проигнорируйте технический шум.

- Детализация агента: сосредоточьте агентов на четкой, единой ответственности, избегая излишней детализации или слишком общего подхода.

- Определение ограниченного контекста: основывайте границы на лингвистической и функциональной сплоченности, поощряя общий язык и связанные с ним функции в контекстах.

- Модели коммуникации: изучите различные модели, такие как публикация-подписка, запрос-ответ или источник событий для эффективной межагентской коммуникации.

- Проектирование, ориентированное на масштабируемость: создание гибкой архитектуры, позволяющей легко добавлять новые агенты или расширять существующие возможности.

- Механизмы разрешения конфликтов: установите четкие иерархии или протоколы переговоров для управления потенциальными конфликтами между агентами.

- Управление состоянием: решите, как агенты будут отслеживать свое состояние и делиться обновлениями с другими.

- Надежная обработка ошибок: укажите поведение агента для обработки сбоев и непредвиденных событий.

- Обучение и адаптация: рассмотрите возможность интеграции возможностей машинного обучения для улучшения процесса принятия решений агентами с течением времени.

- Безопасность и конфиденциальность: сохраняйте конфиденциальные данные в безопасности внутри каждого контекста и защищайте связь между агентами.

Внедрив эти соображения в процесс проектирования и разработки MAS, вы сможете создать более масштабируемую, отказоустойчивую и адаптируемую систему, способную справляться с растущей сложностью и меняющимися бизнес-требованиями.

Проблемы и ограничения

Хотя сочетание доменно-ориентированного проектирования (DDD) и событийного шторма для многоагентных систем (MAS) обеспечивает многочисленные преимущества, существуют сценарии, в которых этот подход может быть неоптимальным:

- Для детерминированных компонентов традиционные решения без использования ИИ часто оказываются более подходящими. Можно использовать гибридный подход, используя традиционные алгоритмы для предсказуемых компонентов и MAS для адаптивного принятия решений.

- Для более простых MAS такой подход может привести к ненужной сложности, что потенциально может привести к избыточному проектированию и увеличению времени разработки.

- Установление чётких границ между агентами может быть сложной задачей, особенно если у агентов пересекающиеся обязанности или им необходимо тесное сотрудничество. Для решения этой проблемы рассмотрите возможность внедрения иерархической структуры с главной системой согласования, которая будет контролировать субагентов с ограниченной автономией, обеспечивая согласованность коллективного поведения при сохранении чётких границ.

Тщательно учитывая эти ограничения и адаптируя подход к вашим конкретным потребностям, вы сможете максимально использовать преимущества использования DDD и Event Storming для многоагентных систем, одновременно минимизируя потенциальные недостатки.

Заключение

Интеграция Event Storming и Domain-Driven Design (DDD) создает мощную платформу для проектирования многоагентных систем искусственного интеллекта (MAS). Этот подход обеспечивает ряд преимуществ:

- Улучшенное понимание предметной области благодаря совместному исследованию

- Масштабируемая архитектура с использованием ограниченных контекстов DDD

- Улучшение коммуникации между техническими и нетехническими заинтересованными сторонами

- Гибкость адаптации к динамической природе МАС

- Последовательная структура системы с четко определенными обязанностями агентов

В 2025 году эта методология станет критически важной для организаций, стремящихся использовать MAS для решения сложных задач. В будущем возможны более глубокая интеграция машинного обучения, стандартизированные модели межагентного взаимодействия и повышенное внимание к безопасности в распределённых системах ИИ.

Используя этот комплексный подход, организации могут создавать хорошо структурированные, масштабируемые многоагентные системы, которые тесно связаны с областями их бизнеса, позиционируя себя на переднем крае инноваций в области ИИ. 

Проектирование масштабируемых многоагентных систем искусственного интеллекта
Получить консультацию у специалистов DST
Напишите нам прямо сейчас, наши специалисты расскажут об услугах и ответят на все ваши вопросы.
Комментарии и отзывы экспертов
RSS
Вам может быть интересно
ИИ, машинное обучение и наука о данных трансформируют отрасли, стимулируют автоматизацию, продвигают инновации и решают такие проблемы, как конфиденциальность данных и предвзятость.Представьте себе не...
LLMOps расширяет возможности MLOps для генеративного ИИ, уделяя особое внимание ...
Узнайте, как создавать безопасные интеграции баз з...
Absolute Zero Reasoner отличается от традиционных ...
Объединение возможностей искусственного интеллекта...
ИИ больше не отдалённая идея. Он уже здесь и меняе...
Absolute Zero Reasoner отличается от традиционных ...
Искусственный интеллект быстро становится неотъемл...
Управление ИИ объединяет инновации и защиту заинте...
Искусственный интеллект достиг значительных успехо...

Заявка на услуги DST

Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.

Адрес

Ижевск, ул. Воткинское шоссе 170 Е.
Региональный оператор Сколково. Технопарк Нобель

8 495 1985800
Заказать звонок

Режим работы: Пн-Пт 10:00-19:00

info@dstglobal.ru

Задать вопрос по почте

Укажите ваше имя
Укажите ваше email
Укажите ваше телефон