Заявка на услуги DST
Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.
Очень часто обращаясь в DST Global (dstglobal.ru) многие люди считают программирование чем-то невероятно сложным, особенно когда просматривают исходный код. Например, веб-дизайнеров, которых профессиональный долг вынуждает от случая к случаю сталкиваться программным кодом, часто бросает в дрожь при виде непонятных символов. Специалисты DST расскажут простыми словами как и зачем нужно понимать исходный код.
Сложность кода создает впечатление, что человек, понимающий и пишущий его, обладает незаурядными умственными способностями, а если он кодирует уже давно, значит, он ими обладал всегда. Скромность может и украшает, но не стоит занижать самооценку — все не так, как кажется.
Код действительно может быть запутанным, если изначально плохо спроектирован и не содержит пояснительных комментариев. Даже опытные программисты не всегда понимают чужой код. Профессионалы же могут писать такой код, который не нуждается в комментариях, а его структура вполне очевидна.
А зачем вообще нужно понимать чей-то код? Вот несколько причин:
- Самый лучший способ научиться программировать — понять, как работает программа, и сделать что-то подобное.
- Кому-то, например, владельцу сайта, это нужно, чтобы сэкономить бюджет на незначительных изменениях в проекте.
- Веб-дизайнер почувствует себя уверенней, когда будет понимать процессы, управляющие шаблоном сайта.
- Если изучение кода и его написание не помогут стать хорошим программистом, то на другие сферы жизни это занятие окажет положительное влияние, так как оно улучшает логическое мышление, прививает склонность упорядочивать и упрощать задачи.
Главное в понимании кода — видение его структуры, где одна функция вызывает другую. Такая древовидная структура может иметь любую глубину. На самой вершине стоит функция, которая не вызывается никакой другой, с нее приложение начинает свою работу, с этой точки и нужно читать код.
Исходя из языка программирования, основных функций может быть несколько, тогда интерпретатор считывает их в том же порядке, в котором они идут в коде, либо согласно базовой логике приложения.
В ООП основной единицей является независимый класс. У него есть своя внутренняя структура, где методы (те же функции) обмениваются данными друг с другом. Правда, методы одного класса могут вызываться методами другого класса, что порой затрудняет увидеть общую картину, но принцип понимания остается тот же.
В процессе чтения кода определяют, что и как делают функции, но чаще всего достаточно знать, какие значения они возвращают, какие значения принимают переменные. Код всей программы читают редко, как правило, после понимания общей логики переходят к конкретным частям, особенно если речь идет о больших программах.
Качественное ПО хорошо документируется, разработчики в DST Global (dstglobal.ru) также могут предоставить схему приложения, чтобы облегчить понимание механизма его работы и сэкономить пользователю время на его изучение. Если схемы нет, ее можно составлять самостоятельно по мере чтения кода. Подобным образом документируют свой код и сами разработчики во время его написания.
Если программа большая, то схем может быть несколько, где одна отражает общий механизм работы, а другие — его составные части. В элементы схемы могут входить логика и всевозможные значения. Чтобы видеть, какие значения принимают переменные, используют отладчик. Он позволяет следить (пошагово) за ходом работы программы, отображая значения переменных после каждой выполненной операции.
При желании любой может изучить работу программы, главное — двигаться от малого, брать качественный исходный код и не лениться визуализировать его работу.
Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.
Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 170 Е, Технопарк Нобель, офис 1117
Задать вопрос по почте
Поколение языка к его возрасту имеет косвенное отношение. Словом «поколение» выражается лишь общие тендении и абстрактность языковых терминов. Даже в наши дни до сих пор создаются языки «младших» поколений, для решения каких либо конкретных задач, если для этого есть предпосылки.
Языком первого поколения является машинный код. Он и сейчас используется, в него в конечном итоге транслируют все другие языки программировния. Молодежь может быть не в курсе, но еще лет 30-40 тому назад на нем писали живые люди. Кроме шуток. Не хакеры, а прикладные программисты. Прямо так байтик по байтику составляли прикладные программы, например расчет зарплаты сотрудникам завода.
Наиболее известный представитель второго поколения — Ассемблер (ASM). С помощью него повысилась скорость написания программ и совместимость при переносе на родственное оборудование. Ассемблер не просто привел в соответствие машинным кодам какие-то мнемонические команды, а позволил абстрагироваться от многих технических деталей, позволив больше сосредоточится на решении прикладной задачи. Собственно этот последний тезис является главным признаком индукции при переходе от одного поколения языка к другому.
Третье поколение языков позволило практически полностю абстрагироваться от «железа». Их уже столько много, что перечислить затруднительно. Одни из пионеров — Фортран, Паскаль, Бейсик. Языки третьего поколения до сих пор самые используемые и кажется, что покрывают все необходимые потребности современного программирования. Однако прогресс не стоит на месте. Теория программирования сделала следующий шаг и породила четвертое поколение языков (4GL).
Не каждый язык имеет ярлык конкретного поколения и свое четкое место на шкале. Примером такого является Си. Хотя Си появился, когда эра третьего поколения была уже в разгаре, но родился он с явними признаками языка второго поколения. Это нисколько не аттавизм и не деградация. Он именно таким и задумывался – язык для написания операционных систем. Взяв все необходимые новшества и синтаксические удобства языков третьего поколения, он позволяет писать программы, практически оптимизировануми также, как на Ассемблере. Можно сказать, что он находится на отметке 2 ½ поколения.
Не меннее интересна картина с С++. Синтаксически это тот же Си с дополнительными прибамбасами. Но из-за них С++ перестал быть языком. Сам по себе он не представляет бОлшей ценности, чем Си. Интересным он становится тогда, в нем создана та или иная объектная иерархия, переопределены операторы и т.п. Когда мы получаем новую концепцию работы с данными. Практически это новый язык с Си синтаксисом, который может соответствовать любому поколению. То есть по сути С++ не язык, а инструмент для создания языков. К сожалению большинство програмистов звезд с неба не хватают. Какая бы не была навороченная иерархия объектов, созданная в С++, она будет соответствовать банальному третьему поколению языков. ООП находится в полном перпендикуляре к линии повышения абстракций.
Мы сейчас живем на стыке эпох третьего и четвертого поколения. Многие просто недопонимают самого смысла появления нового поколения, при том, что старые языки так прекрасно решают все вопросы. Суть индукции следующего шага все та же — абстракция от технических деталей с целью более быстрого решения прикладной задачи.
Здесь следовало бы привести примеры языков четвертого поколения. Перед этим необходимо сделать оговорку, что упомянутые далее языки могут обладать в той или иной мере свойствами четвертого поколения. Синтаксически это может быть не выражено явно. 4GL — это новая концепция, а не новый синтаксис. Синтаксически язык может быть похож на язык третьего поколения, но подход при работе с ним будет другим.
Формально к языкам четвертого поколения можно отнести SQL. Это наиболее известный представитель, но посколько он используется в очень узкой специфической задаче, то наглядно не демонстрирует все аспекты 4GL. Одну из ранних попыток предпринял Informix. Вместе со своей базой данных и набором стандартных библиотек для других популярных языков третьего поколения, они предлагают свой собственный язык Informix-4GL. В качестве синтаксической модели они взяли SQL и дополнив другими языковыми конструкциями сделали из него полноценную среду разработки, в котором SQL команды явлются не чем-то инородным, заключенным в кавычки, а нативной частью языка. В этом смысле к языкам четвертого поколения можно отнести семейство dBase, FoxBase, Clipper и им подобные.
Внимательный читатель может заметить из нескольких перечисленных примеров, что здесь говорится даже больше не о языке, а о среде разработки. Это будет правильное замечание, поскольку современые прикладные задачи требуют баз данных, не просто как нечто, где можно сохранить кое-какие конфигурационные данные. База данных (в широком смысле этого слова) становится ядром, вокруг которого строится приложение. Поэтому не удивительно, что она уже не хочет довольствоваться правами сторонней библиотеки (бедного родственника). Из-за естественных ограничений мы получаем ситуацию, когда не к языку привязывается база данных, а вокруг какой-то конкретной реализации базы возводится язык. Универсальные решения мне пока не известны.
Я для себя как-то давно определил, что веб-программирование — по сути создание удобного интерфейса к базе данных.