MVC в области сайтостроения

Чтобы иметь возможность безболезненно изменять и поддерживать веб-сайт, у него должна быть хорошо продуманная архитектура.

В начале развития проекта, когда он состоит из нескольких веб-страниц, кажется, что говорить об архитектуре смешно. Но если на раннем этапе этому важному моменту не уделить должного внимания, то в дальнейшем можно потерять над проектом контроль.

Удачная архитектура не позволит вам оказаться в тупике через несколько лет, если вы будете следовать ее концепции. Одной из таких концепций является MVC.

Что такое MVC?

Идея MVC (Model-View-Controller) состоит в разделении всего приложения на три независимые друг от друга составляющие: Модель, Вид и Контроллер. Это дает возможность разрабатывать одни узлы программы, не затрагивая другие. Согласно концепции, каждый компонент выполняет определенные задачи.

Модель

Отвечает за обработку данных. Модель взаимодействует с базой данных и файлами, занимается преобразованием одних файлов в другие, ответственна за почтовые рассылки и пр. По сути, здесь реализуется основная логика программы.

Модель — это программный класс. В методах этого класса вызываются методы других классов, в которых реализованы алгоритмы обработки данных. Эти алгоритмы также могут быть описаны и в методах самой модели.

Как бы там ни было, главная задача модели — получить набор данных и вернуть ответ (массив, объект и др.). На действия пользователя модель никак не реагирует.

Контроллер

Выполняет распределительную функцию. Именно здесь и обрабатывается поведение пользователя. В контроллере описываются условия, при которых должны инициализироваться классы тех или иных моделей, вызываться методы моделей и т.п. На логику работы контроллера влияют все пользовательские запросы (GET, POST и др.).

Модель ничего не знает о пользователе и его действиях, она лишь работает с данными, которые ей передает контроллер. Контроллер должен получить ответ от модели и как-то его отобразить.

Другая главная задача контроллера — указать, в каком виде будут отображаться данные.

Вид

Технически вид представляет собой файл, содержащий HTML-разметку, который загружается контроллером. Главная задача вида — получить от контроллера набор данных и отобразить их.

Виды не содержат сложных языковых конструкций, здесь лишь переменные встраиваются в HTML-код, так что разработку вида можно доверить верстальщику или дизайнеру.

Виды являются независимыми элементами архитектуры, их можно создавать отдельно, не имея общего представления о работе всего приложения. Например, при наличии HTML-шаблона, можно уже начинать подготавливать виды.

Практическое применение

Механизм MVC можно построить самостоятельно, однако существуют готовые архитектурные каркасы (фреймворки), созданные в парадигме MVC. Самые популярные из них используют стиль ООП, но саму идею MVC можно выразить и в стиле процедурного программирования.

Итак, что же нам дает MVC? Представьте, что вы создаете проект, а решение о его интерфейсе еще не принято (например, не нашли дизайнера). Но уже точно известно, что в рамках проекта будет работать online-магазин.

В этом случае вы можете приступить к разработке модели, и для этого вам следует знать: какие данные будут участвовать в обработке (наименование товара, артикул и пр.) и где они будут храниться, какие данные поступят в модель и какие данные она вернет.

Вам могут понадобиться дополнительные классы (валидация, обработка изображений и др.), которые вы будете инициализировать в своих моделях. Например, метод валидации адреса электронной почты лучше поместить в отдельный класс, не являющийся моделью, ведь данный метод может использоваться в разных моделях, а модели, как вы знаете, должны быть независимы, и не только от видов и контроллеров, но и друг от друга.

Еще пример. У вас есть сайт, но шаблон сайта морально устарел. Вы легко его поменяете, если вся работа сведется к подстановке нового вида. Остальной код останется нетронутым.

Такая ситуация. Вы решили создать свой второй проект, но взаимодействовать с пользователями он должен будет немного иначе, чем первый. Тогда вы можете скопировать модели из первого проекта, после чего останется лишь разработать контроллеры и виды.

Вообще, разбиение программы на независимые составляющие — то, к чему и должны были прийти программисты. MVC не удивила мир, но благодаря ей основополагающие элементы обрели свои имена (Модель, Вид, Контроллер).

MVC в области сайтостроения
Получить консультацию у специалистов DST
Напишите нам прямо сейчас, наши специалисты расскажут об услугах и ответят на все ваши вопросы.
Комментарии и отзывы экспертов
RSS
21:25
+4
Хотелось бы по подробней узнать, зачем использовать паттерн MVC в DST Platform? Какие вообще преимущества и минусы MVC. Также было здорово понять MVC в реальной веб-разработке: как работает контроллер?
21:27
+1
Ну если просто то MVC помогает грамотно организовать собственный код — по функциям каждого конкретного блока. Это повышает его читаемость. Вам будет проще к нему возвращаться и дорабатывать, а другим разработчикам — легче его понять.
21:29
+3
Паттерн MVC позволяет писать независимые друг от друга блоки кода. Их можно менять отдельно, не затрагивая остальные. Так можно облегчить себе работу, разрабатывая только один программный компонент — независимо от остальных. Например, переписывать способ отображения данных, не трогая способ их обработки.

Это особенно актуально для больших команд. MVC структурирует код и упрощает тестирование, поддержку: с этим паттерном модернизировать можно отдельные блоки, а не всё приложение целиком. Модель позволяет разделить обязанности: пока один программист пишет обработчик данных, другой занят их отображением. В DST Platform это здорово экономит время: каждый работает над своей задачей, не нужно вникать в чужой код, а изменения в одном блоке не влияют на другой.
21:33
+1
​MVC — это архитектурный паттерн, который разделяет приложение на три логических компонента: модель, представление и контроллер.

Основная идея паттерна MVC в том, что у каждого раздела кода есть своя цель. Часть кода содержит данные приложения, другая отвечает за то, каким его видит пользователь, последняя управляет его работой.

— Код модели Model хранит данные и связанную с ними логику, а также закрепляет структуру приложения. Например, если программист создаёт приложение для списка дел, код модели будет по шаблону определять основные компоненты приложения: что такое «задача» и что такое «список».

— Код внешнего вида приложения, View, состоит из функций, которые отвечают за интерфейс и способы взаимодействия пользователя с ним. Представления создают на основе данных, собранных из модели. В случае приложения со списком дел View определяет, как выглядят задачи.

— Код контроллера, Controller, связывает модель и представление. Он получает на вход пользовательский ввод, интерпретирует его и информирует о необходимых изменениях. Например, отправляет команды для обновления состояния, такие как сохранение документа. В приложении со списком дел контроллер определяет, как пользователь добавляет задачу или помечает ее как выполненную.

Проще говоря — MVC — подход к проектированию приложения, который предполагает выделение кода в блоки типов модель, представление и контроллер. Контроллер обрабатывает входящие запросы. Модель достаёт из базы данных информацию, нужную для выполнения конкретных запросов. Представление определяет результат запроса, который получает пользователь.

Таким образом DST Platform становиться логичным и понятным для почти любого разработчика, что достаточно важно т.к. нет привязки к чему то одному.
21:35
+2
​Удобно и красиво, как и со всеми паттернами к стати. Деление ролей по MVC красиво и удобно потому, что стратегически выгодно в больших проектах с насыщенным графическим интерфейсом. Оно, скажем так, отвечает тому как видит систему разработчик. Позволяет хорошо локализовать изменения в этих отдельных сущностях так, что вероятность их одновременного изменения ниже. Давайте на вскидку рассмотрим основные причины изменений которые видны в ДСТ Платформ:

— Изменение структуры данных — больше всех поменяется модель, котроллер меньше, а представление возможно совсем не придется менять.

— Изменение логики интерфейса — больше меняется представление, потом контроллер, модель еще меньше.

— Исправление ошибок — прежде всего их проще найти, во-вторых упрощается тестирование.

— Большие структурные изменения — их становится проще спланировать, разбить на этапы.

Проект становится более управляемым и предсказуемым, а это одна из основных целей проектирования.
21:38
+1
Мой путь к MVC

Некоторое время назад, мной было принято решение сделать свой блог. Повозившись какое-то время с WordPress пришел к выводу, что «там рыбы нет» (и сегодня, глядя на статистику запросов к сайту считаю, что отказ от WordPress было правильным решением). В общем, проанализировав совокупность внешних факторов (мои знания, необходимое время на разработку, доп. затраты на обслуживание и т. д.) решил все разработать самостоятельно, с нуля. И т. к. теперь у меня руки были развязаны (в выборе механизмов программной организации), решил опробовать «на себе» широко разрекламированную концепцию MVC (в предыдущих проектах я использовал модульный подход).

Мое понимание MVC

Т. к. в найденной мной технической документации используются весьма заумные формулировки (типа «использует модель и представление для реализации необходимой реакции»), считаю необходимым написать свое понимание концепции MVC (чтобы не возникало недоразумений).
Итак, согласно концепции MVC, приложение должно состоять из 3-х фундаментальных логических частей: controller (контроллер), model (модель), view (представление/отображение). Блок controller – преобразует действия пользователя (в данном контексте, пользователь – не обязательно человек) во входящие параметры для Model и передает управление в Model. Блок model – реализует всю логику работы программы и подготавливает данные для отображения. Блок view – визуализирует результаты работы программы. Каждое действие пользователя всегда запускает цепочку controller->model->view.
Распишем функции каждого блока более подробно, controller:

— загружает переменные окружения (POST/GET переменные, параметры командной строки, URL параметры и т. д.);
— выполняет первичную обработку переменных окружения (проверка типов переменных, их наличие, установка значений по умолчанию и т. д.);
— реализует механизмы контроля за внештатными ситуациями;
— реализует механизмы логгирования (не аутентификации, а ведение журналов).

Model:

— выполняет конечную проверку входящих параметров (допустимость значений, диапазонов и т. д.);
— реализует взаимодействие с системами хранения данных (базы данных, файлы, SOAP и т. д.);
— реализует логику работы программы;
— подготавливает данные для визуализации.

View:

— организует механизмы визуализации результатов работы программы.

В настоящий момент, проект перешел из стадии «разработки и внедрения» в стадию «сопровождение и расширение», и на данном этапе я хочу отметить следующие преимущества и недостатки концепции MVC (не претендую на объективность, сугубо личные наблюдения).

Недостатки концепции MVC
1. Необходимость использования большего количества ресурсов. Сложность обусловлена тем, что все три фундаментальных блока являются абсолютно независимыми и взаимодействуют между собой исключительно путем передачи данных. Controller должен всегда загрузить (и при необходимости создать) все возможные комбинации переменных и передать их в Model. Model, в свою очередь, должен загрузить все данные для визуализации и передать их во View. Например, в модульном подходе, модуль может напрямую обрабатывать переменные окружения и визуализировать данные без загрузки их в отдельные секции памяти.
2. Усложнен механизм разделения программы на модули. В концепции MVC наличие трех блоков (Model, View, Controller) прописано жестко. Соответственно каждый функциональный модуль должен состоять из трех блоков, что в свою очередь, несколько усложняет архитектуру функциональных модулей программы.
3. Усложнен процесс расширения функционала. Проблема очень схожа с вышеописанной. Недостаточно просто написать функциональный модуль и подключить его в одном месте программы. Каждый функциональный модуль должен состоять из трех частей, и каждая из этих частей должна быть подключена в соответствующем блоке.

Преимущества концепции MVC
1. Единая концепция системы. Несомненным плюсом MVC является единая глобальная архитектура приложения. Даже в сложных системах, разработчики (как те, которые разрабатывали систему, так и вновь присоединившиеся) могут легко ориентироваться в программных блоках. Например, если возникла ошибка в логике обработки данных, разработчик сразу отбрасывает 2-блока программы (controller и view) и занимается исследованием 3-го (model). Я не раз удивлялся, насколько сильно упростилась локализация проблем.
2. Упрощен механизм отладки приложения. Т. к. весь механизм визуализации теперь сконцентрирован в одном программном блоке, упростились механизмы опционального вывода графических элементов. Я не могу оценить насколько это утверждение применимо в программировании классических приложений, но в Web программировании эта архитектурная особенность стала несомненным плюсом.

Выводы
Общее впечатление, от использования концепции MVC получилось положительным. Те сложности, которые обратили на себя мое внимание — они больше психологические (вот всегда было так, а теперь по другому). В тоже время, для меня остался открытым вопрос, насколько можно применить концепцию MVC при разработке обычных приложений (например, для Windows). На вскидку вроде можно, но не факт, что это будет оптимально.
Ну и самый главный вопрос: стану ли я использовать концепцию MVC, в следующих своих проектах? Ответ: думаю да.
21:39
+1
Как-то вы все не до конца поняли по моему, вам стоит посмотреть на реализацию в различных готовых системах.

1. Вы пишите Controller -> Model -> View — это в корни не верно, модель никакого отношения к представлениям вообще не имеет — там только логика и данные. Контроллер получает запрос, что-то с ним делает, на основании его подключает или не подключает модели, получает или не получает данные и далее может отдать их сразу или вызвать рендер представления — это в упрощенном виде, т.к. здесь еще могут быть ACL или еще неке действия связанные с другими частями приложения

2. Вы упускаете тот факт, что MVC в чистом виде сейчас редко где встретишь. Почти везде есть помощники / поведения / блоки и т.д., а так же все это подкреплено всякими реестрами / репозитариями / событиями и т.д…

3. На модули делить очень даже просто — MVC будет внутри модуля и к слову сказать — совершенно не обязательно, чтобы у модуля к примеру был свой контроллер, он вполне себе может существовать и без него, или без модели

4. На счет расходов ресурсов — подозреваю что если использовать mvc это будет кушать больше ресурсов чем тот подход, который вы описывали, но не на так много как вы описываете. MVC это ООП — а в ООП в основном оперируют объектами, а они в свою очередь передаются по ссылке — поэтому никаких дополнительных расходов ресурсов особо не происходит. Но при грамотном построении архитектуры, когда проект разрастается, его намного проще поддерживать и развивать
21:40
+1
1. Controller -> Model -> View — это я написал упрощенный вариант последовательности, конечно, если вдаваться в подробности, то цепочка будет иметь вид CMCVC.

«Контроллер получает запрос, что-то с ним делает, на основании его подключает или не подключает модели, получает или не получает данные и далее может отдать их сразу или вызвать рендер представления» — могу сделать вывод, что у Вас часть логики работы приложения лежит в контроллере (исходя из того, что у Вас контроллер получает или не получает данные), а википедия говорит, что это наиболее распространенная ошибка.

2. Я написал исключительно свое мнение о применении MVC в своем проекте, где использовал MVC в чистом виде. Я ни слова не сказал как его обычно применяют при реализации «среднестатистических проектов». К чему это утверждение я не понимаю.

3. Я пишу о функциональных модулях программы. Функциональный модуль — это некий логически завешенная часть программы, реализующая какую нибудь самостоятельную функцию. Например, функциональный модуль отвечающий за комментарии пользователей. Такой модуль включает в себя элементы контроллера (загрузка параметров для комментариев), элементы модели (загрузка данных из СУБД и применение параметров определенных контролером) и элементы отображения (механизм визуализации комментариев).

Учитывая Вашу ошибку из 1-го пункта (где часть логики работы программы находится в контроллере), я согласен, что не во всех случаях необходимо подключать модель или отображение (не всегда есть необходимость обращение к данным или визуализации результатов). Но при правильно организации, программа без модели будет бессмысленна.

4. «но не на так много как вы описываете» я и не пишу, что на много больше, я пишу что больше.

Мне не понятно как выбор подхода (функциональный или объектно ориентированный) влияет на объем памяти, необходимый для хранения данных? Например, одним из параметров программы (в моем проекте) является URL, как известно это обычная строка. В MVC контроллер разбирает URL и распределяет его части в переменные (URL «server/ru/blog/» загружается в 3 переменные/свойства $server, $language и $category). Далее модель будет оперировать исключительно этими переменными.

В модульном подходе, модуль сам обращается к URL строке и находит нужный ему параметр, таки образом неиспользуемые параметры не загружаются вообще.

Может пример с URL я подобрал не очень хороший (POST параметры, были бы более наглядными), но суть я надеюсь Вы уловили.
21:41
1. Не правильно предполагаете — просто некй экшен может просто отдавать статику, а значит ему не надо дергать модель. Или же наоборот — он отвечает на некий ajax запрос, или режим работы апи — тогда он не рендериит ничего, а отдает данные например в виде json. так же в контроллере вполне может происходить некая предвариительная проверка / валидация форм…

2. Это было относительно недостатков раздела 1, где описано кто что делает и как все плохо из-за этого. Просто тут имхо на не совсем мелком проекте хотябы без хелперов никуда, иначе появится дублирование кода или базовые классы будут сильно обрастать функционалом — имеются ввиду базовый контроллер / модель / въюха

3. Никакой ошибки там нет. Без модели конечно сложно пример придумать в чистом MVC, но думаю тоже найдется если подумать.

3.1. Пример без вьюшек уже приводил — когда аджакс запрос, ожидающий данные в json или в вииде строки, любой api почти всегда тоже будет без вьюшек.

3.2. Без контроллера — тоже без проблем, есть модель которая тянет данные со стороннего сервиса через апи, эти данные нужны лишь в отдельном блоке сбоку, но никогда не открываются как отдельная страница.

3.3. Касательно функциональных модулей — я пишу о том же, абсолютно о том же.

4. Вы пишите что больше и этого уже достаточно. Если говорить об урл, то при текущих серверах это пренебрежимо мало и не стоит это относить к недостаткам. Я же писал о том как было ранее — получили данные из БД, они как правило в виде обычного массива, далее оперируют этим массивом. Если передавать массив и он большой, то по умолчанию он будет копироваться и да, будет кушать память. Сейчас же это скорее будет некая коллекция и передаваться будет в виде объекта, а он по умолчанию не будет копироваться и кушать память

4.1. В MVC контроллер не должен разбирать урл. Урл должен разбираться до контроллера, либо как-то напрямую, но лучше в неком классе Request и уже на основе этого урла разобранного как-раз и будет подключаться и вызываться некий метод некого контроллера
Вам может быть интересно
В современном обществе программирование становится важным навыком для специалистов в различных областях, от науки до бизнеса. С каждым годом растет потребность в профессионалах, обладающих знаниями в ...
В этой статье разработчики компании DST Global расскажут, что такое парадигмы пр...
Мастерство, необходимое для создания производитель...
В мире есть много способов программирования. Но од...
Название PHP расшифровывается как гипертекстовый п...
Прежде чем мы узнаем для чего и как придумали объе...
Что такое программное обеспечение для разработки п...
В этой статье от разработчиков компании DST Global...
В этой статье разработчики компании DST Global опи...
В программировании существует такое понятие, как «...

Новые комментарии

Обсуждая интеграцию, важно понять, что это не просто технический процесс, а стра...
При выборе API-фреймворка важно учитывать особенности проекта и требования к гиб...
Интеграция систем на предприятии — это не просто набор быстрых решений или време...

Заявка на услуги DST

Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.

Адрес

Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 170 Е, Технопарк Нобель, офис 1117

8 495 1985800
Заказать звонок

Режим работы: Пн-Пт 10:00-19:00

info@dstglobal.ru

Задать вопрос по почте

Укажите ваше имя
Укажите ваше email
Укажите ваше телефон