Что такое маржинальность

Что такое маржинальность

Это разница между себестоимостью продукта (товара или услуги) и ценой покупки. По-английски «маржинальность» пишется как margin («разница»).

Маржинальность = цена покупки — себестоимость

Благодаря этому показателю специалисты владельцы интернет-магазинов оценивают эффективность продаж.

Для чего нужен расчет маржинальности

Представим, что вы только что рассчитали этот показатель:

по факту видим рост: бизнес в порядке, система продаж работает в запланированном режиме;

маржа на плато: бизнес стабилен, все его процессы штатно протекают;

маржа падает каждый месяц: повод пересмотреть свою торговлю и выяснить, на каком этапе или этапах вы теряете деньги и / или клиентов.

Если маржинальность падает, нужно смотреть, где работа выстроена неправильно:

Повышение закупочной цены. Допустим, закупщик об этом не уведомил. Решение: договариваться с закупщиками, чтобы они заранее уведомляли об изменениях цен по телефону, email или другим оперативным каналам.

Система мотивации менеджеров дает сбои или же бонусы, которые им выдают, слишком высокие. Выход: пересмотреть мотивационную политику и систему начисления бонусов.

Стоимость доставки выросла: необходимо искать новых грузоперевозчиков с более низкими тарифами и / или условиями перевозки товаров.

Маржинальность рассчитывают даже те, кто только начинает свой бизнес: чтобы знать среднее значение показателя, они часто идут на специализированные форумы и сайты, общаются с коллегами. Не снимают со счетов и региональность: маржинальность в Санкт-Петербурге и в Пензе отличаются друг от друга.

Как посчитать маржинальность

Показатель вычисляют в абсолютном (денежном) и относительном (процентном) выражении.

В денежном выражении

Итак, в деньгах маржинальность выглядит следующим образом:

М = ЦТ - С

М — маржинальность;

ЦТ — цена товара;

С — его себестоимость.

Маржинальность также можно рассчитать по формуле:

М = выручка от продаж - переменные затраты.

В процентном выражении

В процентах показатель вычисляют для большей информативности:

М = (ЦТ - С) / ЦТ х 100%

Допустим, у нас есть есть интернет-магазин спортивных товаров. В 2020 году мы продали продукцию на 112000 рублей, а себестоимость товара 213000 рублей.

Маржинальность продаж в прошлом году у нас такая:

(213000 – 112000) / 213000 = 47%

Если в 2019 году маржа у нас была, например, 23%, получится, что через год, в условиях пандемии и кризиса, она выросла больше, чем в 2 раза.

Отличие маржинальности от наценки

Начинающие коммерсанты путают торговую наценку и маржу. При всем сходстве показателей они имеют важные отличия маржинальность — доход, получаемый по итогу вычета обязательных затрат.

Наценка же — добавляемая «вручную» цена товара.

Эти показатели также считаются по-разному: маржа рассчитывается исходя из суммарной прибыли интернет-магазина. Наценка же вычисляется с учетом изначальной цены продукции.

Так выглядит формула расчета маржинальности:

Маржа = (Цена при продаже - себестоимость) / Цена при продаже х 100%

Так выглядит формула наценки:

Наценка = (Цена при продаже - себестоимость) / себестоимость х 100%

Как видите, отличие только в знаменателе выражения. Если показатели считать в абсолютных значениях, они могут показать одинаковые результаты, поэтому расчет делают только в относительных. Тогда наценка превысит маржу.

Допустим, тренажер в нашем интернет-магазине стоит 21000 рублей, его себестоимость 18000 рублей. В рублях маржинальность и наценка будут 21000 — 18000 = 3000 рублей. В процентном же выражении маржа будет 3000/21000 = 14%, наценка 3000/21000 = 16%.

Еще одно существенное отличие состоит в том, что наценка может быть 100%, а маржинальность нет: не существует товаров с нулевой себестоимостью, но есть с аналогичной наценкой.

Оба показателя нужны, чтобы изучать прибыль в динамике. Они находятся в прямой пропорциональной зависимости: чем выше ваша наценка, тем выше маржинальность. Выходит, что для повышения прибыли владельцам интернет-магазинов нужно увеличивать наценку, а еще выйти сразу на несколько маркетплейсов, подключить фулфилмент и т.п.

Успехов в ecommerce!

Что такое маржинальность
Получить консультацию у специалистов DST
Напишите нам прямо сейчас, наши специалисты расскажут об услугах и ответят на все ваши вопросы.
Комментарии и отзывы экспертов
RSS
Спасибо за статью, всё понятно и очень развернуто
19:01
Чаще всего предприниматели путают «маржинальность» и наценку, ошибочно полагая, что это одно и то же. Поэтому давайте разбираться в отличиях. И для начала стоит уточнить, что такое «наценка».

Наценка – один из способов получения прибыли, путем надбавки некой величины к себестоимости. При этом важно, что у наценки нет максимального значения, в отличие от маржинальности, которая ограничивается 100%.

Величина наценки зависит от спроса и конъюнктуры рынка. Как правило, чем выше спрос в нише и меньше предложений на рынке этой категории товара, тем выше возможна на него наценка.

Для того чтобы определить величину наценки, можно воспользоваться формулой:

Наценка = (Цена − себестоимость) / себестоимость × 100%

Например, компания производит часы, себестоимость которых 5000 рублей, а продаёт их за 12 500 рублей. Значит наценка в этом случае будет составлять 150%.

Маржа для этого же примера будет составлять 8 500 рублей, а маржинальность 68%.

Наценка – показывает сколько предприниматель заработает с продажи, но эта величина совсем не гарантирует получение высокой прибыли, а только свидетельствует о наличии добавочной стоимости к продукту. В то время как маржинальность показывает эффективность выстроенных бизнес-процессов и прибыльности продаж.
Вам может быть интересно
Создание собственного маркетплейса, как и запуск любого бизнеса — процесс рискованный и ответственный, для успешного старта нужно иметь четкий план действий.Маркетплейс — сложная конструкц...
В данной статье специалисты компании DST Global расскажут, какие вас ждут основн...
В современном мире стартапы сталкиваются с множест...
Кодовые обозначения из ОКВЭД: что это такое, какие...
Как законно собирать данные на сайтеВладельцы сайт...
Cloud bursting – это инновационная стратегия испол...
1. Неспособность увидеть свой товар глазами клиент...
Цифровизация в современном мире -- это не прихоть,...
При создании интернет магазина многие клиенты обра...
Эффективность рекламной компании основана на грамо...
Стремление стать успешным – явление обыденное. Каж...

Новые комментарии

Запуск MVP маркетплейса — это искусство найти баланс между минимальным функциона...
Хочу поделиться своим опытом запуска MVP маркетплейса, который, надеюсь, будет п...
Хочу поделиться своим опытом запуска MVP маркетплейса, который, надеюсь, будет п...

Заявка на услуги DST

Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.

Адрес

Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 170 Е, Технопарк Нобель, офис 1117

8 495 1985800
Заказать звонок

Режим работы: Пн-Пт 10:00-19:00

info@dstglobal.ru

Задать вопрос по почте

Укажите ваше имя
Укажите ваше email
Укажите ваше телефон