Заявка на услуги DST
Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.
Как создать цифровую платформу
Считается, что цифровые платформы – новый модный тренд в развитии бизнеса. Но на самом деле, цифровые платформы известны давно. Например, связка персональных компьютеров на база архитектуры IBM PC и операционной системы Windows (ранее MS DOS) – классический образец цифровой платформы. Пользователь, приобретая компьютер уверен, что на нем будут работать программы написанные для данной архитектуры. А разработчики приложений получает доступ к неограниченному числу клиентов, использующих данную систему.
Другие примеры цифровых платформ:
Яндекс.Такси – система приложений для водителей и клиентов, позволяющих быстро оказывать услуги по предсказуемым ценам и уровнем обслуживания.
Авито – набор сайтов и мобильных приложений для поиска и предложения товаров и услуг.
Андроид – свободно распространяемая операционная система, связанная с магазином приложений предназначенная для удовлетворения основных потребностей пользователей смартфонов. Производители телефонов и разработчики приложений делятся частью доходов с владельцем цифровой среды.
Аграрум - экосистема сельского хозяйства. Agraroom предоставляет полный комплекс сервисов и услуг – маркетплейс, целевые потребительские вклады, реестр учета животных, потребительская кооперация, новостной портал, афиша мероприятий, курсы и семинары, клуб, справочный центр, партнерскую сеть, правовую поддержку и целый комплекс услуг для организации и учета сельскохозяйственного бизнеса.
Госуслуги – государственная цифровая платформа, с помощью которой граждане и юридические лица могут взаимодействовать с госорганами.
Создание единой цифровой платформы состоит из следующих пунктов:
Фиксируются принципы деятельности предприятия или сообщества.
Выявляются процессы, которые поддаются оцифровке.
Создается единая цифровая среда, позволяющая взаимодействовать участникам системы.
Анализируется, какие транзакционные издержки снизила платформа.
Вносятся улучшения в платформу.
Платформа может быть, как открытой, так и закрой. В первом случае ее архитектура системы должны быть открытой, чтобы к не можно было подключать цифровые сервисы сторонних разработчиков.
Для создания цифровой платформы в рамках компании или определенной сферы нужен опыт работы над большими проектами. Навыки интеграции различных решений в единую цифровую среду. Веб-студия DST Global с 2005 года проектирует и создает качественную, надежную, высокопроизводительную ИТ-инфраструктуру, которая эффективно решает задачи и цели клиента.
Студия осуществляет полный комплекс услуг — бизнес-аналитика, брендинг, проектирование и разработка web & mobile любой сложности, AI технологии, внедрение, автоматизация, продвижение, PR, IT-консалтинг. Специалисты студии помогут создать бесшовную цифровую среду, в которой представлены собственные и партнерские сервисы компании.
Студия обеспечивает прозрачность рабочих процессов, системный контроль и организационное проектирование работы.
Создание цифровой платформы в DST Global
Под цифровой платформой сейчас подразумевают взаимосвязанные цифровые сервисы, которые
позволяют пользователям разного типа общаться и обмениваться знаниями, опытом и ценностями.
На самом деле цифровые платформы существуют достаточно давно и появились задолго до привычного интернета. Например, компьютеры на базе архитектуры IBM PC вместе с операционной системой MS DOS представляют собой цифровую платформу. Программист мог создать продукт, который гарантированно запускался бы на любом подобном устройстве.
Цифровые платформы принято делить на следующие типы:
инструментальные цифровые платформы, в основе которых находятся программные или программно-аппаратные комплексы (продукты), предназначенные для создания прикладных решений с использованием типовых функций и интерфейсов для обработки информации и с применением сквозных технологий работы с данными. Примеры: Java, Android OS, iOS, Intel x86 и т.п.
инфраструктурные цифровые платформы, связанные с экосистемами участников рынков информатизации, на которые выводятся ИТ-сервисы, использующие сквозные цифровые технологии работы с данными и доступ к источникам информации и применяемые в пределах экосистем. Примеры: ЕСИА Госуслуги, Agraroom, ЭРА-ГЛОНАСС, ZenAgro.
прикладные цифровые платформы – бизнес-модели, предоставляющие возможности алгоритмизированного обмена ценностями между значительным числом независимых участников рынка. Примеры: Uber, Aliexpress, Booking.com, Avito, Яндекс Такси и т.п.
Цифровые платформы могут быть как закрытыми, с ограниченным числом агентов, так и открытые – к таким платформам может подключиться любой контрагент.
Создание цифровой платформы можно разделить на следующие шаги:
Фиксируются принципы деятельности предприятия или сообщества.
Выявляются процессы, которые поддаются оцифровке.
Создается единая цифровая среда, позволяющая взаимодействовать участникам системы.
Анализируется, какие транзакционные издержки смогла снизить платформа.
Вносятся улучшения в платформу.
Одно из главных отличий цифровой платформы от обычно расширения услуг или сервисов – единая точка входа во все сервисы и общий способ оплаты. Платформа может обладать открытой архитектурой, что позволяет другим разработчикам создавать проекты, которые будут работать в рамках цифровой платформы.
Разработка цифровой платформы
Для создания цифровой платформы в рамках компании или определенной сферы нужен опыт создания больших проектов и интеграции различных решений в единую цифровую среду.
Веб-студия DST Global уже 15 лет проектирует и создает качественную, надежную, высокопроизводительную ИТ-инфраструктуру, которая эффективно решает задачи и цели клиента. Студия обеспечивает прозрачность рабочих процессов, системный контроль и организационное проектирование работы.
Веб-студия DST Global (dstglobal.ru) обладает большим опытом работ и компетенциями в сфере создания цифровых платформ. Специалисты студии помогут создать бесшовную цифровую среду, в которой представлены собственные и партнерские сервисы компании.
Наш специалист свяжется с вами, обсудит оптимальную стратегию сотрудничества,
поможет сформировать бизнес требования и рассчитает стоимость услуг.
Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 170 Е, Технопарк Нобель, офис 1117
Задать вопрос по почте
Ярчайшие мировые примеры — Apple ID, аккаунт Google, аккаунт Microsoft и так далее. Если с помощью одного логина и пароля вы входите в различные сервисы и переходите между ними без повторной проверки учетных данных, знайте — перед вами цифровая экосистема.
Цель создания внутренней экосистемы — удобная работа сотрудников и оптимизация процессов. Просто пример ценности: данные, которые вводятся один раз в одной информационной системе, с которыми после этого можно работать во многих других системах. Или, например, агрегация данных из CRM, ERP, BPM, СЭД в единое хранилище, где можно работать инструментами бизнес-аналитики (Business Intelligence).
У любой внешней экосистемы цели несколько иные. Их по большому счету две: сбор данных и зарабатывание денег. Чаще всего — зарабатывание денег через сбор данных.
Вы же пользуетесь интернетом и сервисами (веб- и мобильными) — это значит, что вы являетесь участником экосистемы как минимум одной из корпораций (Apple, Google, Microsoft). А если вы пользуетесь интернетом в России, значит, весьма вероятно, что данными о вашей активности и предпочтениях располагает также и «Яндекс», Mail.ru, «Сбер». А есть еще Facebook, Amazon и другие.
Многие современные экосистемы начали создаваться еще в конце 90-х — начале 00-х, даже в России. В 1999 году «Яндекс» и «Рамблер» были исключительно поисковыми системами. А в 2000 обе компании сделали серьезный шаг в сторону создания собственных экосистем.
«Яндекс» запустил сервис почты, агрегатор новостей и первые версии маркета. «Рамблер» в свою очередь выпустил почту, словари и сервис поиска работы. К слову, Google запустил Gmail только в 2004 году, но с условиями лучше, чем у конкурентов, что позволило быстро наверстать упущенное. Каждый добавляемый сервис начинал собирать для цифровой корпорации больше данных о своих пользователях. И со временем эти данные начали монетизироваться.
Корпорация Microsoft к тому моменту, как начала двигаться в сторону создания экосистемы, уже была крупнейшим поставщиком операционных систем и другого ПО, то есть средств у нее на развитие хватало. Так же как и экосистема «Сбера», очевидно, в первое время не нуждалась в самоокупаемости.
Если же говорить про изначальные интернет-компании, которые стали гигантами, вроде Yahoo, Google, Mail.ru, Rambler, «Яндекс» и так далее, то самоокупаться они должны были почти сразу. А иначе они отправились бы в пучину забвения, как и тысячи других интернет-компаний конца девяностых — начала нулевых.
Как двадцать лет назад можно было монетизировать популярный интернет-сервис? Пути всего два: реклама и монетизация данных. Но много ли компаний двадцать лет назад готовы были платить за какие-то данные о пользовательской активности на интернет-сайтах? Нет, конечно. Тогда серьезным бизнесом интернет все еще воспринимался как игрушка, возможности которой непонятны. Поэтому у интернет-компаний оставался всего один путь — реклама.
С одной стороны, популярные интернет-ресурсы использовались как альтернатива СМИ. С другой стороны, никто из них в свое время не прошел мимо пестрых баннеров на Flash, которые показывались всем подряд. А потом все они постепенно пришли к использованию накопляемых данных.
Самый простой пример — контекстная реклама. Пользователь что-то ищет, поисковый сервис запоминает, анализирует, а дальше предлагает уже конкретные товары. Баннеры никуда не делись, просто тоже становились достойнее и таргетированнее. Реклама начала приносить доход, который можно было пускать на развитие бизнеса, а точнее экосистемы. Именно в этот момент компании из одного или пары интернет-сервисов начали расти и расширяться.
Пользователи все чаще ищут работу в интернете? Есть повод запустить свой сервис, которые будет агрегировать вакансии, а за отдельные деньги давать уже рекламу конкретных вакансий. Пользователи все чаще выбирают турфирмы через поисковик? Самое время собирать предложения турфирм в едином месте и давать там рекламу конкретных путешествий.
Дальше каждый новый пользователь, ищущий информацию о вакансиях и путевках к морю, прямо из поисковика будет направляться на отдельную страницу с новым сервисом.
Развитие экосистем много лет по сути шло в трех направлениях: рекламные сервисы, монетизируемые и не монетизируемые сервисы. Реклама должна была становиться лучше и умнее с каждым годом или даже месяцем. Монетизируемых онлайн-сервисов становилось все больше, и все они были в основном агрегаторами конкретных предложений, монетизация которых осуществлялась от конкретной рекламы.
Далее, набрав некоторое регулярное количество пользователей, можно было постепенно вводить платные функции или подписку для поставщиков товаров и услуг. Для них сервис давно стал важным каналом для продажи, не думали же они, что этот канал всегда будет бесплатным? Поэтому им ничего не оставалось, как соглашаться на новые правила.
Не монетизируемые же сервисы нужны были как раз для развития этой самой экосистемы.
Ну вот, действительно, как можно было при запуске монетизировать сервис словарей, переводчика, карты пробок, прогноза погоды? Кроме расположения рекламного баннера — никак, с одной стороны.
С другой — пользователь, которому будет нравиться сайт прогноза погоды и словарный запас переводчика в одной экосистеме, с большой вероятностью начнет пользоваться и другими сервисами этой экосистемы. А значит, со временем пользование его сервисами начнет монетизироваться. Именно поэтому уже тогда полностью бесплатным (для всех участников) сервисам уделялось много внимания, сил и средств для развития.
Как можно запустить новый цифровой сервис и вписать его в экосистему? Основных пути три. Первый — выделить собственную команду разработки и реализовать сервис самостоятельно. Никаких финансовых затрат, кроме себестоимости команды разработки и инфраструктуры. Второй — найти небольшую компанию или стартап, у которой уже разработан сервис, но нет большого количества пользователей. Финансовые затраты уже есть, но не нужно тратить время на разработку.
В первом и втором случае бренд экосистемы раскручивает новый сервис и пользователи начинают прибывать. И, конечно же, третий — купить готовый сервис со своими миллионами пользователей (YouTube за $1,65 млрд в 2006, Skype за $8,5 в 2011 и т.д.).
Главная же составляющая стоимости таких покупок была не в миллионах строк кода и не в паре сотен разработчиков и инженеров. Точнее — это очень важные компоненты, но не единственные. Пользователи и их активность — вот важная ценность любой внешней цифровой экосистемы.
Google имел свою базу пользователей, а YouTube — свою. Одномоментно все пользователи YouTube стали пользователями продукта Google (если не были до этого), начали смотреть на YouTube рекламу от Google, а также удобно пользоваться другими сервисами корпорации.
Microsoft что ли не мог разработать свой мессенджер? NetMeeting, MSN Messenger, Windows Live Messenger — все это было. Но вот только пользователей у этих сервисов было в разы меньше, чем у Skype. Даже если бы Microsoft повторил Skype один в один и буквально заставлял бы пользователей всех своих продуктов пользоваться новым мессенджером — это не привело бы к успеху. Просто потому что в Skype у многих миллионов уже были контакты, истории диалогов длиною в годы и так далее.
Поэтому в один прекрасный день Skype стал частью Microsoft, привел с собой большое количество пользователей и стал органично развиваться в экосистеме Microsoft. Точно так же Microsoft купили (до сих пор запрещенную в России) социальную сеть LinkedIn за $26,2 млрд в 2016, а Facebook купил WhatsApp за $19 млрд в 2014.